1-й день: Мехико-Сити (Теотиуакан — Базилика Святой Девы Марии Гваделупской)
С утра мы с вами отправимся в расположенный в 50 км от Мехико археологический комплекс Теотиуакан, внесённый в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Прибыв в Теотиуакан, мы окажемся в одном из самых древних и самом крупном (в эпоху своего расцвета) индейском городе доколумбовой Америки — «Городе Богов», если использовать наименование, которое спустя несколько веков дали останкам этого города ацтеки. Им было неведомо, кто здесь жил и когда строились величественные монументы, поэтому Теотиуакан обрёл огромное мифологическое значение как для самих пришедших в эти места ацтеков, так и для остальных народов Центральной Мексики того времени.
Главной достопримечательностью города считается его храмовый комплекс, включающий в себя пирамиды Солнца и Луны, аллею Мертвых, храм Пернатого Змея и ряд других сооружений. Доминантой комплекса является пирамида Солнца — это грандиозное сооружение высотой порядка 65 метров является третьей по размеру пирамидой в мире.
На обратном пути посетим Базилику Святой Девы Гваделупской — покровительницы Мексики, которая является религиозным символом страны.
Согласно легенде, зимой 1531 г. на холме Тепейяк обычному крестьянину, перешедшему в христианство ацтеку по имени Хуан Диего, явилась Дева Мария в образе темнокожей женщины и сказала ему, что хочет, чтобы на этом месте был построен храм. Он рассказал об этом видении францисканскому епископу, но, к сожалению, тот ему не поверил и потребовали доказательств. Дева Мария еще несколько раз являлась Хуану Диего и во время последнего явления попросила его снова прийти на холм, где он увидел на мерзлой зимней земле распустившиеся розы, собрал их и, завернув в свою накидку, принес епископу в качестве доказательства. Когда индеец развернул накидку, розы упали к ногам епископа, а на грубой ткани плаща проступил образ Девы Марии. В ознаменовании этого чудесного события на холме и была воздвигнута церковь. Археологи утверждают, что именно на этом месте у ацтеков находилось святилище, в котором приносились жертвы богине Тонацин, поэтому бытует мнение, что в новом храме местный люд продолжал возносить молитвы своей языческой покровительнице.
Ночевка в отеле в Мехико-Сити.
2-й день: Мехико-Сити (Музей антропологии и истории — исторический центр Мехико)
После завтрака мы отправимся из отеля в парк Чапультепек для знакомства с музеем Антропологии и истории.
В 1790 году состоялось открытие Музея естественной истории, основу которого составила коллекция, переданная властями католическому университету Мексики, которому также были переданы скульптурное изображение ацтекской богини земли и огня Коатликуэ и камень Солнца. В 19 веке первый президент Мексики Гваделупе Виктория издает указ об учреждении на базе этого музея отдельного самостоятельного учреждения — Национального музея Мексики. К началу 20 века коллекция так разрослась, что экспонаты по естествознанию были выделены в отдельную экспозицию, а основная коллекция получила название Национального музея археологии, истории и этнографии, который к 1925 году вошёл в число самых интересных и уважаемых музеев мира. С 1940 года музей располагался в Чапультепекском дворце, пока не переехал в современное здание. Богатейшая коллекция музея позволит вам насладиться роскошными экспонатами, относящимися к культурам доколумбовой эпохи — ацтеков, майя, ольмеков, тольтеков.
После осмотра сокровищ музея нас ждет авторский тур по историческому центру Мехико, внесенному ЮНЕСКО в список Всемирного наследия. Мы посетим место являющееся квинтэссенцией Мехико — города, возникшего на месте древней столицы ацтеков Теночтитлана и ставшего крупнейшим культурным и деловым центром Латинской Америки. Прогуливаясь по центру города, где сливаются воедино строения доколумбовой эпохи, барочные храмы эпохи конкисты и современная архитектура, вы сможете почувствовать, из чего складывается характер и настроение жителей мексиканской столицы.
Часто центр Мехико называют «городом дворцов». Вы убедитесь в правдивости этого названия, осмотрев две жемчужины центра — Кафедральный собор с его Алтарём Отпущения, который был выполнен в 17 веке зодчим Мануэлем Тольса из мрамора, оникса и золота, и Президентский Дворец с его знаменитой настенной росписью, выполненной известным мексиканским художником Диего Риверой.
Ночевка в отеле в Мехико-Сити.
3-й день: Сан-Мигель-де-Альенде
После завтрака в отеле мы направимся в удивительное место, представляющее собой исключительную смесь культур — гармоничное сочетание Европы и колоний, этакая мексиканская Европа. Это город Сан-Мигель-де-Альенде, ставший популярным местом проживания представителей различных творческих профессий. Небольшой городок известен колониальной архитектурой, покрытыми булыжником узкими улочками и особой богемной атмосферой. Несмотря на отсутствие аэропорта, удаленность от пляжей, журнал «Conde Nast Traveler» поставил этот небольшой город на первое место в списке лучших туристических городов мира. На аутентичность города обратил внимание и Голливуд, выбрав его местом съемок фильма «Однажды в Мексике». Ну и, конечно же, Сан-Мигель был включён в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Если целый город считают национальным памятником, то, наверное, в этом есть что-то еще кроме возраста и сохранности зданий. Может это лучи солнца, ласкающие колониальные фасады, придавая им дополнительные краски, или это башни церквей на фоне отдаленных гор, которые неожиданно ловят взор прохожего через узкие улицы. А может, это его звуки, соединяющие в себе цокот копыт лошадей стражников, на которых они объезжают главную площадь, и колокольный звон городских соборов. Или дело в удивительном сочетании изящных искусств с народными промыслами. Может быть, это манящие запахи разнообразных прекрасных ресторанов. Так или иначе, город, основанный почти 5 веков назад в серо-голубых горах Сьерра-Мадре, воздействует сразу на все органы наших чувств!
Бесспорно, мексиканская колониальная архитектура по праву считается одним из основных чудес Сан-Мигеля-де-Альенде, и мы не сможем не отдать должное этому факту. За время нашего пребывания в Сан-Мигеле мы полюбуемся построенным в конце 17 века на главной площади города собором Святого Михаила Архангела, который местные жители называют Паррокия (исп. la Parroquia — приход). Он отлично просматривается из разных концов города и доминирует в его облике. Стиль собора исключителен для колониального города — неоготика на базе барокко, созданная мастером-самоучкой по образу и подобию европейских готических соборов, а цвет совершенно особенный, постоянно меняющий свои оттенки от нежно-персикового до ярко-оранжевого в зависимости от освещения.
Там же на главной площади мы увидим импозантное красное здание дворцового типа с великолепной отделкой — Дом Майоразго (Casa del Mayorazgo de la Canal), которое было построено в 18 веке семьей богатого испанского горнопромышленника. Теперь тут размещается отделение банка «Banamex», в часы работы которого можно осмотреть интерьер. Также, в нем часто устраивают различные выставки.
И, конечно, мы отдадим должное церкви Святого Франциска с её великолепным фасадом чурригереско (позднебарочный этап развития архитектуры) и неоклассической башней. Этот яркий образчик смешения разных стилей разных эпох начал строится в 1778 году, а строительство заняло более 20 лет.
Шестнадцатый век стал переломным моментом мексиканской гастрономии. Густые запахи испанского Средиземноморья, пряность оливкового масла и свежесть вина добавилась к насыщенным ароматам перцев и томатов, благодатному маису, вкусному какао, образовав ту уникальную смесь, лёгшую в основу местной кухни, которой мы отдадим дань во время обеда в одном из колоритных ресторанов.
Ночь мы проведем в одном из отелей в Сан-Мигель-де-Альенде.
4-й день: Гуанахуато
После завтрака нас ждет короткий (1,5 часа или 76 километров) переезд в город-лабиринт Гуанахуато, являющийся частью культурного наследия ЮНЕСКО.
Старое название местности — Мо-о-ти — обозначает «металлическое место» на языке индейцев пурепеча. Позже местность была переименована ацтеками в Пачтитлан («место соломы»), а современное имя берет начало из другого названия на языке пурепеча — Кана хуато (Quanax huato), что переводится, как «холмистое место лягушек». С соломой и лягушками не все так однозначно, а вот металл (причем благородный) и холмы, можно сказать, олицетворяют Гуанахуато.
Поселение было основано в 1546 году вице-королем Антонио де Мендосой на месте, где были найдены бога-тые залежи золота и серебра, что позволило ему к 18 веку стать самым богатым городом в Новой Испании и вторым по значению после столицы, несмотря на свои скромные размеры. Достаточно сказать, что только на шахте Валенсиана было тогда сконцентрировано 60% мировой добычи серебра.
Шахтерская тематика прослеживается в Гуанахуато везде. Она и в памятниках шахтерам и в разбросанных по городу, вагонетках, выполняющих декоративные функции, но более всего она проявляется и в уникальной системе тоннелей. Их тут более сорока и они пронизывают весь город, образуя целый лабиринт со своими улицами, развилками, светофорами, остановками, так что можно смело говорить о двухуровневом формате города.
Еще одной особенностью является холмистый рельеф Гуанахуато, который нашел самое прямое отражение в его архитектуре и планировке. В отсутствии прямых широких проспектов и больших площадей, его улицы узки и извилисты и разбегаются лабиринтом от центра прочь по холмам. Иногда, дома на них стоят настолько близко друг к другу, что их старинные балконы соприкасаются, что создает известное удобство для соседей-влюблённых, а по некоторым улицам пара может протиснуться, только крепко обняв попутчика. На одной из таких улиц — переулке Поцелуев, появилась легенда о девушке из богатой семьи влюбленной в простого шахтера, который, чтобы иметь возможность тайных встреч со своей возлюбленной, вложил все свои деньги до последнего сентаво в покупку дома напротив.
Улочки города неожиданно приводят на маленькие уютные площади с фонтанами, но мы отправимся на площадь Хардин-де-ла-Унион — излюбленное место отдыха местных жителей, где можно посидеть в одном из многих кафе или ресторанов в тени лавровых деревьев и насладиться музыкой мариачи.
На этой же площади можно полюбоваться зданием театра Хуарес, который считается вторым по красоте в Мексике после столичного Дворца изящных искусств. Фасад театра выполнен в неоклассическом стиле, интерьер — в мавританском, а роскошное фойе изобилует элементами модерна. Кстати, это единственный театр в стране, сохранивший свою первоначальную меблировку с момента его открытия в 1903 году.
В Гуанахуато находится один из старейших университетов Мексики, студенты которого не только устраивают потрясающие костюмированные фольклорные шествия, но и организовали фестиваль Сервантино, со временем, превратившийся в международный и пользующийся огромной популярностью далеко за пределами Мексики. Монументальное здание университета — одна из главных достопримечательностей города и, наверняка, вы узнаете его по кадрам фильма «Однажды в Мексике».
Естественно, что в таком холмистом городе есть совершенно потрясающая смотровая площадка, откуда открываются захватывающие дух панорамы города и окрестностей.
Город очень живописен и, наверное, не случайно именно здесь в 1886 году родился самый известный и влиятельный мексиканский художник 20 века Диего Мария-де ла Консепсьон Хуан Непомусено Эстанислао-де ла Ривера и Баррьентос Акоста и Родригес, известный нам под более простым именем — Диего Ривера. Дом, в котором он родился и прожил первые 6 лет, сегодня превращен в музей, где выставлены около 100 работ мастера, иллюстрирующие разные этапы его творчества.
Ну и кроме этого, вас ждет, наверное, самый странный музей — Музей мумий, в коллекции которого насчитывается более ста мумифицированных тел. История его создания связана с налогом на вечное захоронение, введённым властями в 1870 году, по которому дозволялось эксгумировать тело, если здравствующими родственниками на захоронение не был уплачен налог. В Гуанахуато часть тел оказалась эксгумирована и хранилась в отдельном строении возле кладбища. Со временем, под влиянием местной атмосферы и особого минерального состава почвы, тела мумифицировались, а в начале 20 века появились желающие посмотреть на них. Музей же в его современном виде был открыт в 70-х годах.
Ночевка в отеле в Гуанахуато.
5-й день: Керетаро
После завтрака мы сдаем номера в отеле, после чего отправляемся в путь.
Через 2 часа, преодолев около 150 км, окажемся в Керетаро — «Весьма Благородном и Лояльном городе Сантьяго-де-Керетаро», если называть его именем, которое было даровано городу вице-королем герцогом Альбукерке в 1656 году, и который к 18 столетию считался третьим по значимости в Новой Испании.
Интересна легенда о том, как был основан город. По ней, был договор, согласно которому местные индейцы отоми и чичимеки готовы были принять католическую веру и испанское управление, если они потерпят поражение в рукопашной схватке, которая и состоялась на холме Сангермаль. В ходе схватки конкистадоры оказались в очень сложном положении, но вдруг произошло солнечное затмение, и индейцы разбежались. Испанцы же утверждали, что в этот момент увидели Святого Иакова — небесного покровителя Испании, который помог им одержать победу. Как бы то ни было, но день этой схватки, 23 июля 1531 года, и считается днем основания города.
Сегодня Сантьяго-де-Керетаро предстает во всей своей красе, очаровывая орнаментами своих барочных фасадов 17–18 веков с величественными балконами, великолепными музеями и театрами, уютными тихими площадями с вычурными фонтанами и, по праву, является выдающимся образцом колониального города. Необычен он и своей планировкой, сочетающей геометрическую сеть улиц в испанской части города с извилистыми проходами в индейских кварталах. Не случайно, исторический центр города включен ЮНЕСКО в список Всемирного наследия человечества.
Одной из основных достопримечательностей Керетаро является 8-километровый акведук, состоящий из 74 арок, который был построен в начале 18 века для снабжения города водой. Строительство было профинансировано испанским аристократом Хуаном Антонио де Уррутья и Араной в честь которого возведен фонтан на главной площади города — Пласа-де-Армас.
Осматривая город мы, конечно же, познакомимся с одним из наиболее эклектичных образцов церковной архитектуры Мексики. Собор Святой Розы Витебрской, построенный в 18 веке по проекту мексиканского архитектора Франциска Мартинеса Гардуно, соединил в себе элементы испанской, мавританской и французской архитектуры. Его колокольня, напоминающая восточную пагоду, восьмиугольный купол, даже часы с обращенными на три стороны циферблатами — все это в то время было новинкой в католических храмах Америки.
В Керетаро можно проследить историю Мексики на протяжении всей конкисты. Мы увидим Дом губернаторши (Casa de la Corregidora) — здание, принадлежавшее донье Хосефе Ортис де Домингес, которая была в числе первых борцов против испанских наместников и чья борьба послужила обретению Мексикой независимости (в этом здании теперь располагается правительство штата). Полюбуемся Театром Республики, где впервые в 1854 году был исполнен гимн Мексики, а позже, в 1867 году, состоялся суд над императором Максимилианом I Габсбургом и его генералами, который приговорил их к смертной казни, которая состоялась на Холме Колоколов (Cerro de las Campañas). Сейчас на этом месте находится Часовня Максимилиана, воздвигнутая в 1901 году правительством Австрии. А на самом холме разбит большой парк, со смотровой площадки которого открываются великолепные виды.
В одной из потрясающих усадеб мы остановимся на обед, который послужит гастрономическим продолжением нашему знакомству с культурой Мексики.
Штат Керетаро также известен своими рудниками, где добывают полудрагоценные камни, такие как аметисты, опалы, топазы. Украшения из этих камней — зачастую, авторская ручная работа, их вы сможете увидеть, заглянув в небольшие уютные магазины местных ремесленников.
После знакомства с Керетаро нас ждет долгий 340 километровый (4,5 часа) путь в Таско (штат Герреро), по прибытии в который мы разместимся на ночь в отеле.
6-й день: Таско — пещеры Какауамильпа — Шочикалько
После завтрака мы сдаем номера, оставляем багаж в отеле, а сами отправляемся исследовать Таско — мексиканскую «столицу серебра», город, значащийся в списке «Волшебных Городов Мексики».
Полное название города Таско-де-Аларкон состоит из слов Таско и Аларкон, и если второе было присоединено к названию в честь уроженца города — прославленного драматурга Хуана Руиса де Аларкона, то с названием Таско не все так очевидно. Некоторые исследователи считают, что это означает «место для игры в мяч» на языке науатль, а некоторые считают, что это от слова, означающего «место отца воды» из-за водопада на расположенной рядом с центром горе Ататцин. Для краткости же, город все называют просто Таско.
В городе, который словно прилепился к горе, царит атмосфера 18 века. Его ассиметричные и узкие кривые улочки стекают к центральной площади, словно ручейки среди бело-красных берегов. Белый — это цвет стен города, а красный — его черепичные крыши. В центре расположился Собор Святой Присциллы постройки 18 века (находится под охраной ЮНЕСКО), окруженный домами в колониальном стиле. Все это придает Таско легендарный шарм и вызывает восторг посетителей. Погулять по его улочкам и полюбоваться окружающими пейзажами — одно удовольствие!
В 1532 году испанцы обнаружили в районе Таско залежи серебра, и Эрнан Кортес основал первые асьенды, на которых велась добыча серебра, а первая шахта была названа Кортесом в честь короля Испании — Королевской.
Большое влияние на индустрию добычи этого драгоценного металла оказал француз, однако подданный Испании, Жозеф де Лаборд, которого, на испанский манер, все называли Хосе-де ла Борда. Он прибыл в Таско в 1742 году, когда Королевская шахта уже оскудела и добыча серебра переживала спад. Однако ла Борда принялся разрабатывать другие месторождения, и отрасль вновь оказалась на подъеме. Решив увековечить свое имя в архитектуре, ла Борда профинансировал строительство Кафедрального собора Святой Присциллы, наняв лучших зодчих того времени. Длившееся 8 лет строительство почти разорило ла Борду, однако его спасло открытие новых месторождений в том же районе, так что он смог восстановить свое состояние.
Ювелирные изделия Таско основаны на мотивах ацтеков и кажутся традиционным мексиканским продуктом. Однако, возникновение этого промысла — заслуга американца Уильяма Спартлинга, который основал школу обучения ювелирному искусству и дал возможность талантливым молодым мастерам проявить себя, и вскоре мастерство местных ювелиров получило всемирное признание. Сегодня почти половина жителей города в той или иной мере вовлечены в индустрию производства и продажи ювелирных изделий из серебра.
После знакомства с Таско мы направимся на двухчасовую экскурсию по удивительному подземному миру пещер Какауамильпа, которые считаются одной из самых больших пещерных систем в мире с их сложнейшими системами подземных ходов и залами, высота сводов которых местами достигает 80 метров. Ещё бы! Ведь они протянулись почти на 79 км на площади в 27 тыс. гектар. Посещение пещер Какауамильпа — это как погружение в абсолютно другой мир с его необычными сталактитовыми и сталагмитовыми образованиями, в причудливых формах которых можно рассмотреть не только различные фантастические формы, но и образы людей и животных. Залы пещер могут похвастаться великолепной акустикой, поэтому в одном из них оборудован самый настоящий концертный зал, в котором часто проводятся концерты именитых артистов.
Вдоволь насладившись причудами подземного мира, мы устремимся ввысь к солнечному свету, на холмы западной части мексиканского штата Морелос, где расположена живописная археологическая зона Шочикалько. Шочикалько («дом цветов» на языке науатль) является уникальным археологическим памятником, внесённым в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. По мнению исследователей, город возник после ухода индейских племен из Теотиуакана, а его расцвет относят к периоду с 650 по 900 года н. э. Считается, что здесь зародился культ «Пернатого змея» — Кетцалькоатля — одного из основных богов пантеона ацтеков, поэтому главным культовым сооружением центрального акрополя Шочикалько служит пирамида Пернатого Змея. Основным доходом местного населения были продажа воды и научные изыскания (в частности наблюдения за движением солнца), поэтому неудивительно обнаружить среди культовых сооружений Большую пирамиду, посвященную богу дождя Тлалоку и Обсерваторию.
В конце дня нам предстоит трехчасовой переезд в Пуэблу, где мы остановимся в отеле для отдыха и ночлега.
7-й день: Пуэбла — Оахака
После завтрака мы отправимся на экскурсию по городу Пуэбла — жемчужине архитектурного стиля поблано, в котором причудливо смешались мавританские мотивы стиля аль-мудэхар и языческие фантазии доиспанских народов Мексики.
Основанная 16 апреля 1531 года — через 40 лет после открытия Колумбом Америки, как торговый центр и военный опорный пункт между Веракрусом и Мехико на месте ритуальных сражений индейских племен, Пуэбла стала первым в Центральной Мексике населенным пунктом, построенным конкистадорами. Поражает собой центр города, в котором сохранились почти 5 000 зданий эпохи конкисты и более 70 соборов, что делает Пуэблу настоящим музеем под открытым небом, в связи с чем, она была включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Старинные мощеные улицы Пуэблы, раскинувшиеся прямоугольной сетью, обращаются нашему взору домами украшенными изразцами талаверской керамики, техника изготовления которой была привезена монахами-доминиканцами из испанской из области Талавера. Наверное поэтому улицы Пуэблы так напоминают Андалузские, а сама Пуэбла кажется самым испанским городом Мексики.
Конечно же, мы посетим Кафедральный собор Богоматери Непорочного Зачатия. Освященный в 1649 году, он не только является одним из самых красивых соборов в стране, но и вторым второй по величине после собора в Мехико. Его роскошный главный алтарь, именуемый «Алтарь Царей» относится к рубежу 18 и 19 веков и был возведен в ходе реконструкции собора, проводившейся в то время. Двор собора украшен колоннами с ангелами, являющимися символами города, ведь первое название Пуэблы было — Пуэбла-де-лос-Анхелес, то есть, «Ангельская Пуэбла».
Мы увидим необычную барочную церковь Святого Доминика (Santo Domingo), которую часто сравнивают с матрешкой из-за того что в ней находится часовня дель-Росарио, то есть, одно здание расположено внутри другого. Несмотря на красоту убранства церкви Святого Доминика, жители Пуэблы считают выдающейся достопримечательностью своего города именно часовню дель-Росарио, построенную индейцами, которыми руководили доминиканские монахи. Алтарь, купол и стены часовни украшены искусной резьбой по дереву, покрытой сусальным золотом, а полы выложены ониксом.
Также мы с вами увидим один из старейших университетов, расположившийся в здании монастыря, прогуляемся по району художников и посетим всегда оживленный ремесленный рынок Эль-Париан (El Parian), известный своим разнообразием красивых изделий из талаверы, пройдемся по улице Сладостей (Calle de los Dulces) — знаменитой улице Пуэблы, привлекающей всех сладкоежек.
Пуэблу часто называют гастрономической столицей Мексики и гурманов она не разочарует. Трудно удержаться от того чтобы не попробовать знаменитый фаршированный перец чили в соусе из грецких орехов или изобретенный монахами-доминиканцами для угощения королевского наместника соус «моле поблано», сочетающий непревзойденный вкус шоколада и острого перца чили.
После осмотра Пуэблы мы направимся в Оахаку — столицу одноименного штата, центр цивилизации сапотеков, дорога до которой займет у нас поряда 4,5 — 5 часов. По приезду, разместившись на 2 ночи в отеле, мы отправимся на знакомство с городом.
Оахака была основана в 1532 году испанскими переселенцами, пришедшими вслед за Эрнаном Кортесом. Сначала они основали город под названием Антекера (Antequera) и Оахака до сих пор известна под прозвищем «Зеленая Антекера» (Verde Antequera). Город получил свое нынешнее название только в 1832 году, а с 1872 года стал официально именоваться Оахака-де-Хуарес в честь национального героя Мексики Бенито Хуареса, родившегося неподалеку.
Во время вечерней пешеходной экскурсии по центру города мы пройдемся по уютным улочкам «зеленого города» (так часто Оахаку называют потому, что многие её здания построены из особого прочного зеленого камня), увидим Кафедральный собор, расположенный на главной площади города, который представляет собой величественное сооружение с красивым фасадом и богатыми интерьерами. Восхитимся Базиликой Богоматери Одиночества — святой покровительницы города, с её резным фасадом в свете фонарей похожим на каменные кружева, при взгляде на который создается впечатление, что в этом камне была высечена вся Библия. Пройдемся среди завезенных из Индии гигантских лавровых деревьев, под сенью которых колдуют целители.
Было бы преступлением не попробовать местное какао, которое здесь готовят по старинному рецепту с добавлением корицы, миндаля и мескаля. Отдельно стоит упомянуть мескаль — местный алкогольный напиток, производящийся, как и текила, из сока агавы, только имеющий большую крепость.
Ночевка в Оахаке.
8-й день: Санта-Мария-дель-Туле — Ягуль — Йерве-Эль-Агуа
Позавтракав, мы отправимся в живописный городок Санта-Мария-дель-Туле для знакомства с единственным в мире деревом, внесенным в список наследия ЮНЕСКО. Дерево Туле, а по неофициальному названию — Дерево жизни, это патриархальный экземпляр кипариса болотного, считающееся самым древним на земле — ученые оценивают его возраст от 1200 до 3000 лет, так что оно было и свидетелем расцвета и заката древних цивилизаций и прихода первых конкистадоров. Высоту дерева нельзя определить точно из-за гигантской кроны, тень от которой покрывает площадь порядка 500 м2, но считается, что его высота около 40 метров. Диаметр дерева по последним измерениям составляет порядка 14 м. Был вычислен и приблизительный вес колосса, который составил около 650 тонн!
У сапотеков существует легенда, по которой дерево было посажено 15 веков тому назад жрецом бога ветров Эхекатля. Так или иначе, дерево Туле действительно растет на священном индейском месте, которое во времена конкисты отошло к католической церкви.
После осмотра Дерева Туле мы с вами отправляемся в археологическую зону Ягуль, что на языке сапотеков означает «старое дерево». Город основали сапотеки в 5 веке до н. э., а своего расцвета достиг в период с 750 по 950 годы н. э. — именно в это время была построена большая часть сохранившихся до наших дней построек, количество и масштаб которых указывает на то, что в это время Ягуль был независимым городом-государством. В 11–12 веках Ягуль перешел под власть миштеков, которые правили им до прихода испанцев. При них город был заброшен и люди ушли в новое поселение неподалеку, которое в настоящее время известно как город Тлаколула, расположенный неподалеку, а его население называет Ягуль «старым городом». Мы сможем увидеть Дворец шести дворов, поле для игры в мяч, множество пирамид и уникальную природу.
После этого, 35 километров извилистого серпантина поведут нас в природный заповедник Йерве-Эль-Агуа, а мы по дороге полюбуемся красивыми видами, которые по мере приближения к заповеднику сменяются от засушливо-кактусовых до видов раскиданных по каменистым горам вечно зелёных сосен. Название места Йерве-Эль-Агуа (исп. кипящая вода) не случайно. Издали действительно создается впечатление будто поток, с ревом ниспадающий со скалы на землю, на мгновение застыл. Однако разгадка очень проста — на вершине нашли выход на поверхность источники, вода которых насыщена большим количеством карбоната кальция. Она скапливается в естественных бассейнах, но часто переливается через край и струится вниз, а карбонат кальция как раз и образует те «каменные водопады», которые предстают нашему взору. Вода в источниках обладает целебными свойствами и у нас будет возможность искупаться, чтобы испытать на себе её целебное действие.
Восстановив силы на источниках, мы вернемся в отель в Оахаку.
9-й день: Археологическая зона Монте-Альбан
После завтрака в отеле мы освободим номера и выдвинемся к руинам Монте-Альбана — столице древней цивилизации сапотеков, который вместе с историческим центром Оахаки составляет объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Комплекс располагается на 2000 метровом горном хребте, расположенном в центральной части долины Оахаки, на высоте порядка 400 м от «дна» долины.
Монте-Альбан на протяжении почти тысячи лет играл значительную роль как социальный и экономический центр цивилизации сапотеков. Основан он был приблизительно в 500 году до н. э., а к началу второго века нашей эры уже являлся столицей крупного государства, располагавшегося на Оахакском нагорье. Закат города пришелся на шестой век нашей эры, и еще до прихода испанцев, город был почти полностью заброшен. О названии этого древнего города не осталось никаких сведений, поэтому сейчас используют название, известное с 17 века, которое часть исследователей связывают с именем владельца местности — испанского лорда Монтальбана.
Центральное место в Монте-Альбане занимает площадь размером приблизительно 200 на 300 метров, вокруг которой расположены основные церемониальные постройки и жилье знати. К северу и югу от этой площади тянутся огромные насыпные платформы. Южная платформа представляет собой пирамиду с открытой площадкой наверху, к которой ведет впечатляющая лестница. С нее можно увидеть загадочное строение со ступенчатым фасадом, известное как Обсерватория. Неподалеку находится площадка для игры в мяч. В одной из пирамид сделано внутреннее помещение, которое в дни летнего и зимнего солнцестояний полностью освещено солнцем.
Однако главным сокровищем Монте-Альбана является бесценная коллекция подношений богам, которая была найдена в прямоугольной могиле в северо-восточной части города.
Посещение Монте-Альбана занимает примерно три часа, по истечении которых мы направимся в аэропорт Оахаки для вылета в Мехико.